Курсы по 1С и бухучету в Москве ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Москва, Переведеновский пер., д.18 (м. Бауманская), тел. +7 (495) 765-78-56
  Курсы 1с Москва
 

О семинаре: место проведения - г. Москва.

Тема: «Вычет НДС: командировочные и нормируемые расходы»

Длительность: 7 часов

Стоимость: 8500 рублей

Компания-организатор: «Центр индивидуального образования», тел. (495) 765-78-56, www.1c-ciob.msk.ru

План семинара:

1. Как поставить к вычету НДС по затратам на представительские цели и рекламу.

2. О чем нужно помнить, принимая к вычету НДС по командировочным расходам.

Как поставить к вычету НДС по затратам на представительские цели и рекламу.

В Налоговом кодексе РФ установлены особые правила для вычета НДС по нормируемым расходам. Речь идет о пункте 7 статьи 171 НК РФ. Но вот прописана эта норма не совсем четко, что приводит к спорам между компаниями и налоговыми инспекторами. Давайте разберем, как применять вычеты НДС по наиболее распространенным нормируемым расходам – представительским и рекламным.

Начнем с представительских затрат. В пункте 7 статьи 171 НК РФ сказано, что вычет НДС возможен в отношении тех представительских расходов, которые компания учитывает при расчете налога на прибыль. А в налоговом учете представительские траты относятся к прочим, связанным с производством и реализацией (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но при этом списать представительские затраты компания может лишь в пределах норматива. Он составляет 4 процента от тех денег, которые компания потратила на оплату труда в данном отчетном или налоговом периоде. Это установлено в пункте 2 статьи 264 НК РФ.

Таким образом, размер лимита вы можете посчитать только в конце отчетного периода по налогу на прибыль. Многие компании отчитываются в целях налогообложения прибыли ежеквартально. Поэтому и НДС по представительским расходам советую принимать к вычету также на последнее число квартала. А не по мере поступления счетов-фактур.

К слову, в книге покупок по представительским расходам регистрируйте именно счета-фактуры. Если же у вас есть только кассовые чеки или счета ресторанов с выделенной суммой налога, на основании таких документов НДС к вычету принять нельзя. По этому вопросу есть письмо УФНС России по г. Москве от 9 декабря 2009 г. № 16-15/130757.

Если представительские расходы компании вписываются в лимит, сложностей не возникнет. В этом случае все счета-фактуры по таким затратам вы зарегистрируете в книге покупок. А вот если часть представительских расходов превышает норматив, придется определить сумму НДС, которую ваша компания вправе заявить к вычету в данном периоде. Такой расчет зафиксируйте в бухгалтерской справке. После чего зарегистрируйте в книге покупок счета-фактуры, которые относятся к представительским расходам, в пределах суммы вычета, которую вы рассчитали.

Впрочем, даже если у вашей компании образовалась сумма сверхлимитных расходов, возможно, вы сможете списать их в налоговом учете в следующем отчетном периоде. Ведь лимит вы рассчитываете нарастающим итогом в течение года. И возможно, расходы, которые раньше были сверхнормативными, не будут превышать новый размер лимита.

Значит, и НДС по таким расходам тоже можно будет дополнительно заявить к вычету (правильный ответ на вопрос № 1 теста – а. – Примеч. ред.). Ведь переносить вычеты налога по нормируемым расходам на следующий квартал можно по мере роста лимита. Например, такое мнение выражено в  письме Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-07-11/285.

Таким образом, в этом случае вы можете зарегистрировать в книге покупок текущего квартала счета-фактуры по представительским расходам, по которым раньше заявили вычет лишь частично.

ПРИМЕР: Как принять к вычету НДС по представительским расходам:

В I квартале ООО «Торгсбыт» не проводило деловых встреч с контрагентами. Во II квартале ООО потратило на представительские расходы 194 700 руб., в том числе НДС – 29 700 руб. Размер расходов на оплату труда за полугодие составляет 2 600 000 руб. Таким образом, лимит представительских расходов на полугодие равен 104 000 руб. (2 600 000 руб. 4%).

Исходя из этого, бухгалтер ООО включил в расходы при расчете налога на прибыль за полугодие представительские затраты в размере 104 000 руб.

Сумма НДС, которую ООО вправе принять к вычету по представительским расходам, равна 18 720 руб. (104 000 руб. 18%). Поэтому бухгалтер зарегистрировал в книге покупок за II квартал счета-фактуры, относящиеся к представительским затратам, на сумму 18 720 руб.

За девять месяцев расходы на оплату труда ООО составили 3 752 000 руб. Следовательно, норматив вырос до 150 080 руб. (3 752 000 руб. 4%). В течение июля–сентября представительские расходы компания не оплачивала.

В декларации за девять месяцев бухгалтер учел представительские затраты в размере 150 080 руб. Кроме того, в III квартале он принял НДС к вычету в размере 8294,4 руб. (150 080 руб. 18% – 18 720 руб.).

Но заметьте, что переносить вычеты можно лишь в пределах календарного года. Поэтому не исключено, что по итогам года у компании останутся неучтенными сверхлимитные расходы вместе с суммой НДС. Причем отнести данную сумму НДС, которую вы не приняли к вычету, на расходы в налоговом учете нельзя. Это следует из пункта 1 статьи 170 НК РФ.

Добавлю, что не все расходы, которые компания потратила на официальные переговоры с представителями контрагентов, можно учесть при расчете налога на прибыль.

Например, налоговики запрещают относить к представительским расходы на визы для иностранных партнеров. Или, скажем, затраты на оформление помещений, в котором компания проводит официальный прием представителей других организаций.

Следовательно, и суммы НДС по таким расходам принять к вычету не удастся.

Теперь о расходах на рекламу. В налоговом учете без ограничений вы можете отразить только те затраты, которые
перечислены в абзацах 2–4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. В основном это наружная реклама, реклама через СМИ, расходы на участие в выставках и изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные же траты в налоговом учете нужно нормировать. К примеру, это стоимость призов, которые компания раздает в ходе рекламных акций.

Так вот, с вычетами по нормируемым рекламным расходам ситуация несколько другая, нежели с представительскими затратами. Дело в том, что в пункте 7 статьи 171 НК РФ, который требует нормировать вычеты НДС, расходы на рекламу явно не указаны.

Тем не менее, Минфин России считает, что данная норма распространяется абсолютно на все лимитируемые расходы. Включая рекламные. Такая позиция чиновников выражена, например, в письме Минфина России от 13 марта 2012 г. № 03-07-11/68.

Поэтому принимайте к вычету НДС по нормируемым рекламным расходам в пределах лимита, установленного для целей налогового учета. То есть заявляйте вычет налога только по затратам, которые не превышают 1 процента выручки от реализации.

Но нельзя не отметить, что позиция судей по этому вопросу не столь категорична. В большинстве решений они указывают, что ограничения на размер вычета НДС действуют только для тех расходов, которые явно прописаны в пункте 7 статьи 171 НК РФ. То есть для представительских и командировочных. Такая позиция есть в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 2604/10.

А поскольку затраты на командировки для целей налога на прибыль сейчас нормировать не нужно, то вычет НДС лимитирован, по сути, только для представительских расходов компании.

О чем нужно помнить, принимая к вычету НДС по командировочным расходам

Теперь о командировочных расходах. Здесь тоже действуют специальные правила, которые нужно учитывать. Иначе налоговые инспекторы откажут компании в вычетах НДС.

Итак, НДС по расходам на гостиницу и по транспортным затратам вы можете принять к вычету на основании бланка строгой отчетности. При условии, что в БСО выделена сумма НДС. Это установлено в пункте 18 правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Допустим, подотчетник получил в гостинице БСО и приложил его к авансовому отчету. Прежде всего проверьте, чтобы этот документ был отпечатан типографским способом. То есть в нем должны быть указаны сведения об изготовителе: сокращенное наименование, ИНН, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж. Такое требование содержится в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. Иначе этот документ в книге покупок лучше не регистрировать.

Ведь составить бланк строгой отчетности просто на компьютере нельзя. Это подтверждает и ФНС России в письме от 10 сентября 2012 г. № АС-4-2/14961.

Далее. Убедитесь, что в бланке строгой отчетности есть все обязательные реквизиты. Они перечислены в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Обратите внимание, что перечень обязательных реквизитов БСО отличается от тех, которые установлены для первичных документов в Федеральном законе о бухучете. К примеру, в отличие от обычной первички в БСО должна быть печать компании.

Если же в БСО нет всех необходимых данных, принять НДС к вычету не получится.

Кстати, чтобы подобных сложностей с вычетами НДС у вашей компании не возникало, для подотчетников можно составить подробную инструкцию. В этом документе укажите, какие документы нужно получать при покупке товаров или услуг. А также какие реквизиты в первичке и счетах-фактурах надо обязательно проверить.

Вопросы с вычетами входного налога возможны, если ваша компания приобретает билеты через посредника. Дело в том, что агенты при этом нередко выписывают счет-фактуру на стоимость билетов и указывают в нем сумму НДС. Это неправильно. Ведь посредник в данном случае не должен составлять счет-фактуру на услуги по транспортировке. Об этом читайте в письме УФНС России по г. Москве от 31 августа 2009 г. № 16-15/090448.1. Поэтому вычет НДС возможен только на основании БСО, то есть проездного документа.* Это если не хотите спорить с контролерами в суде.

Так что если в проездном документе сумма НДС не выделена, принять налог к вычету на основании счета-фактуры агента не получится.

Если же в билете указана сумма НДС, зарегистрируйте в книге покупок именно этот документ, а не счет-фактуру посредника.

Н. Эстеркина,
директор НОУ «Центр индивидуального образования»

(статья опубликована в журнале "Главбух")