Курсы по 1С и бухучету в Москве ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Москва, Переведеновский пер., д.18 (м. Бауманская), тел. +7 (495) 765-78-56
  Курсы 1с Москва
 

ТЕМА: Контрольно-кассовая техника - правила, нарушения, учет. Порядок учета кассовых операций.

Автор : Эстеркина Наталия Борисовна
Преподаватель курса «Бухгалтерский учет: теория и практика»
в НОУ «Центр индивидуального образования»

1.Область применения контрольно-кассовой техники (ККТ)
Порядок применения контрольно-кассовой техники регулируется Федеральным законом ФЗ № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ № 54-ФЗ).
Контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в Государственный реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. ст. 2 ФЗ № 54З
Нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Законом РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин", действуют в части, не противоречащей Федеральному закону ФЗ № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ № 54-ФЗ).
Применять ККТ необходимо не только при расчетах с населением. Если наличными расплачивается юридическое лицо, то сторона, принимающая деньги, должна провести их через ККТ и выдать чек. Таким образом, независимо от статуса покупателя или заказчика (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) при расчетах наличными деньгами (или с использованием платежной карточки) сторона, принимающая денежные средства, обязана выдать кассовый чек. п.3 Постановления Пленума ВАС РФ 31.07.2003 № 16
По разъяснениям ФНС России ФЗ № 54-ФЗ, устанавливая необходимость применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций, выполнении работ и оказании услуг, не делает исключения для расчетов с использованием торговых автоматов, терминалов самообслуживания и других кассовых автоматов, что позволяет квалифицировать использование кассовых автоматов, не имеющих в своем составе ККТ, включенной в Государственный реестр, как работу без применения ККТ (письмо ФНС России от 20.09.2006 № 06-9-10/322@).
Для организаций или индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, в частности для букмекерских контор, законодательно не предусмотрена обязанность применения ККТ (письмо УФНС по г. Москве от 04.12.2006 № 22-12/105904).
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: ст. 5 ФЗ № 54-ФЗ
· осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
· применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
· выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
· обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ ФЗ № 54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
· производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Приказ ФНС РФ от 08.08.2008 № ММ-3-2/351@ "Об утверждении перечня и формата информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники, при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники налоговыми органами", а также Приказ ФНС РФ от 19.06.2009 № ММ-7-2/328@ "О введении в фискальную память ККТ перечня и формата информации".
С 21 июля 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Однако для этого необходимо выполнить одно условие: по требованию покупателя (клиента) выдать в момент оплаты товара (работы, услуги) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (товарный чек, квитанцию или др.)
(п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" введен Федеральным законом от 17.07.2009 № 162-ФЗ).
После того, как область применения ККТ определена необходимо приобрести ККТ и зарегистрировать ее в налоговом органе.

Порядок регистрации ККТ утвержден Приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ (далее - Регламент).
Регламент устанавливает единые для всех налоговых инспекций правила регистрации и снятия с учета ККТ. В числе наиболее значимых изменений вошли следующие:
1. Регламент обязывает налоговиков информировать всех заинтересованных лиц о порядке регистрации ККТ посредством оборудования специальных информационных стендов (с образцами документов, необходимых для регистрации ККТ, с указанием номеров кабинетов, Ф. И. О. специалистов, ответственных за регистрацию, а также номера телефона-информатора) и через официальный сайт ФНС России, и территориальных инспекций.
2. В документе уточнены сроки регистрации ККТ. Теперь при получении документов на ККТ по почте не позднее 1 рабочего дня после получения корреспонденции фискалы обязаны ее зарегистрировать, а в течение следующих 5-ти рабочих дней поставить на учет саму ККТ или отказать в ее регистрации.
3. Конкретизирован перечень оснований для отказа в регистрации кассы. В их числе неисправность техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака или знака «Государственный реестр» («Сервисное обслуживание»), отсутствие договора с ЦТО, неполный комплект или ошибки в документах. При этом уточняется, что прежде чем отказывать в регистрации (перерегистрации) ККТ из-за представления неполного пакета или ошибок в документах, налоговики обязаны предложить заявителю исправить эти недочеты.
4. Установлен порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.
5. Определено, что плата за регистрацию ККТ не взимается.
Для регистрации ККТ в налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения ККТ (п.15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее - Положение)).
К заявлению о регистрации ККТ прилагаются следующие документы:
· свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
· свидетельство о государственной регистрации;
· журнал кассира-операциониста, прошнурованный и пронумерованный;
· журнал учета вызовов технических специалистов;
· паспорт ККТ, подлежащей регистрации;
· паспорт электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ);
· паспорт версии и его ксерокопия;
· дополнительный лист к паспорту версии и его ксерокопия;
· договор на техническое обслуживание, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания);
· договор аренды или свидетельство на право собственности на помещение, в котором будет установлена ККТ;
Минфин России считает, что требование о представлении при регистрации контрольно-кассовой техники договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение и отказ в регистрации контрольно-кассовой техники в случае их непредставления неправомерны (письмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-407). Чиновники подчеркнули, что представление указанных документов при регистрации ККТ Административным регламентом регистрации ККТ не предусмотрено.
· документы на приобретение ККТ;
· копия последней отчетности (баланса, декларации).
По мнению Минфина России, необходимым дополнением к паспорту ККТ, представляемому при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе, является учетный талон (письмо Минфина России от 24.12.2008 № 03-01-15/12-395).
Заявление о регистрации ККТ пользователь представляет в налоговый орган
· для юридического лица - по месту нахождения;
· в случае подачи заявления о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя - по месту нахождения обособленного подразделения. При этом налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения направляет копию карточки регистрации ККТ налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете организация, в состав которой входит данный филиал или иное обособленное подразделение;
· месту жительства - для физического лица.
В согласованное время специалист, ответственный за регистрацию ККТ, проводит осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализацию и регистрацию в территориальном налоговом органе или по месту установки контрольно-кассовой техники (п. 39 Регламента).
Осмотр включает в себя:
· проверку исправности техники;
· проверку целостности корпуса;
· проверку наличия на корпусе ККТ знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" и идентификационного знака, который содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.
После осмотра ККТ проводится ее фискализация (п. п. 40, 41 Регламента):
· вводится пароль доступа к фискальной памяти;
· проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке;
· отпечатывается чек на сумму 1 рубль 11 копеек;
· снимается первый Z отчет.
Чек и Z-отчет вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники хранятся в инспекции в течение 5 лет.
После фискализации специалистом, осуществляющим регистрацию, и пользователем подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (п. 42 Регламента).
Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ
Одновременно с регистрацией ККТ пользователю выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники, подписанная руководителем (заместителем руководителя) инспекции и заверенная ее печатью, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники.
Карточка регистрации ККТ хранится у пользователя по месту установки контрольно-кассовой техники вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой техники и предъявляется по требованию территориального налогового органа.
Формы книги учета и карточки регистрации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения ККТ.
О регистрации ККТ делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.
2.Порядок учета кассовых операций
Согласно ст.12 Положения от 30.07.93 № 745 оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Согласно ст.1 Порядка от 22.09.93 № 40 предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Порядка от 22.09.93 № 40 для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Согласно ст.5 Порядка от 22.09.93 № 40 предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
В соответствии с п.2.5. Положения от 05.01.98 № 14-П лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (см. Приложение №1 к Положению от 05.01.98 № 14-П).
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
· для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета.
См. Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утв. ЦБ РФ № 298-П, Минфином РФ № 173н 13.12.2006.
См. Письмо Минфина РФ от 12.02.02 №3-01-01/11-71 "О порядке установления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки".
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (ст.6 Порядка от 22.09.93 № 40).
В соответствии со ст.7 Порядка от 22.09.93 № 40 предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия (ст.8 Порядка от 22.09.93 № 40).
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке (ст.9 Порядка от 22.09.93 № 40).
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
В соответствии со ст.11 Порядка от 22.09.93 № 40 предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
:
У предприятия нет обязанности составлять приказ (распоряжение) об определении круга лиц, которым разрешена выдача денежных средств под отчет.
Однако организация сама заинтересована в четкой регламентации процедур по выдаче денежных средств под отчет - в избежание злоупотреблений. Поэтому рекомендуется составить приказ руководителя об указании списка лиц, которым разрешено получать денежные средства из кассы на те или иные нужды. Также этот приказ будет являться элементом учетной политики организации.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
Согласно ст.12 Порядка от 22.09.93 № 40 кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утв. Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу (форма КО-4, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации").
Согласно п.22 "Порядка…", утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40, кассовая книга служит для учета всех поступлений и выдачи наличных денег.
Кассовая книга должна быть только одна (п.23 "Порядка…" ,утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40), даже если у организации есть несколько обособленных кассовых аппаратов. При этом учет поступающей выручки по отдельной контрольно-кассовой машине ведется в журнале кассира-операциониста (см. Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104).
Согласно п.23 "Порядка…", утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40, кассовая книга должна быть:
o пронумерована
o прошнурована
o опечатана сургучной или мастичной печатью.
Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. При этом первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому кассовому документу (п.24 "Порядка…", утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40). Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Закон допускает ведение кассовой книги автоматизированным способом (п.25 "Порядка…", утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40), при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание (т.к. по сути - это один и тот же документ) и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Следует учесть, что подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего (п.23 "Порядка…", утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40).
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия (п.26 "Порядка…", утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40).
3.Нарушения при использовании ККТ
Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные: ч.1 ст.23.5 КоАП РФ
· ст. 14.5 КоАП РФ (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин);
· ст. 15.1 КоАП РФ;
· ст. 15.2 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе: ч.2 ст.23.5 КоАП РФ
· руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
· руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;
· руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
Должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.14.5,15.1,15.2 КоАП РФ. п.63 ч.2 ст.28.3. КоАП РФ
Дела об административных правонарушениях по ст. 15.11 КоАП РФ (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности) рассматриваются: ст. 23.1 КоАП РФ
· дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, - судьями районных судов;
· в остальных случаях - мировыми судьями.
Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно п. 5 ч.2 ст.28.3. КоАП уполномочены должностные лица налоговых органов.
4.Административная ответственность за неприменение ККТ
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на: ст. 14.5 КоАП РФ
· граждан - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
· должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
· юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
К ответственности за неприменение ККТ привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель). Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, должны привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (письмо ФНС России от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@).
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 5960/04).
Согласно п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
· фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
При получении предоплаты продавец должен применять ККТ. В противном случае, организация-продавец привлекается к ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ (постановление Президиума Высшего арбитражного суда России от 21.03.2006 № 13854/05). Позицию ВАС РФ поддерживают и чиновники: по их мнению ФЗ № 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения ККТ в случаях авансовой оплаты товара (работ, услуг) (письмо Минфина России от 18.12.2008 № 03-11-04/2/197).
· использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст.4 и 5 ФЗ № 54-ФЗ);
· использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр ККТ (соответствующее требование установлено п.1 ст.3 ФЗ № 54-ФЗ);
К использованию ККТ, не включенной в Государственный реестр Минфин России приравнивает также наличие в ККТ нештатных и (или) отсутствие штатных программно-аппаратных средств. При определении подлинных (штатных) или поддельных (нештатных) программ и программно-аппаратных средств в контрольно-кассовой технике налоговыми органами могут быть использованы в том числе номера и значения криптографического проверочного кода, результаты сверки сведений в накопителях фискальной памяти и на контрольных лентах, а также сверки сведений об имеющихся в контрольно-кассовой технике программно-аппаратных средствах с отметками о них в паспорте и иной документации, связанной с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией контрольно-кассовой техники, в том числе сведений об использованных контрольных лентах, накопителях фискальной памяти и программно-аппаратных средствах, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации (письмо Минфина России от 26.03.2009 № 03-01-15/3-149).
На основании п.5 ст.3 ФЗ № 54-ФЗ в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
· использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст.4 ФЗ № 54-ФЗ);
· использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст.4 и 5 ФЗ № 54-ФЗ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
5.Административная ответственность в случае, когда применение ККТ не обязательно.
Для лиц, уплачивающих ЕНВД
С 21 июля 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ (Федеральный закон от 17.07.2009 № 162-ФЗ). Однако для этого необходимо выполнить одно условие: по требованию покупателя (клиента) выдать в момент оплаты товара (работы, услуги) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (товарный чек, квитанцию или др.) (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 162-ФЗ).
Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) в случае, предусмотренном федеральным законом, влечет наложение административного штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):
· для граждан - от 1500 до 2000 руб.,
· для юридических лиц - от 30000 до 40000 руб.
Для лиц, выдающих бланки строгой отчетности
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. п.2 ст.2 ФЗ № 54-ФЗ
Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины. п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 №16
Согласно ст.4.5 КоАП РФ, Постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой техники не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.
Административная ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на: ст. 15.1 КоАП РФ
· должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
· юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
6.Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. ст. 15.11 КоАП РФ
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
· искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
· искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

© При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна www.1c-ciob.msk.ru